Русская техника (танки СССР)
Танк СССР: Т-34 (или "тридцатьчетвёрка")
Танк был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны. Танк Т-34 заслужено пользовался любовью бойцов и офицеров Красной Армии, являлся лучшей машиной мироваго танкового парка. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.
Масса - 26,0 т., Экипаж - 4 чел., Броня - 45 мм., Вооружение - 76,2 мм пушка Л-11 и 2 7,62 мм пулемета ДТ.
Отличительной особенностью танка был V-образный 12-циллиндровый дизельный силовой агрегат В-2-34 мощностью 500 л.с. (двигатель современного танка Т-90С, В-46-1 мощностью 840 л.с. - прямой потомок В-2).
Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.
Начало серийного производства Т-34 явилось завершающим этапом трёхлетней работы советских танкостроителей по созданию принципиально новой боевой машины. К 22 июня 1941 года в войска было отправлено 1066 танков Т-34. В 1940-1945 годах постоянно наращивался объем выпуска "тридцатьчетвёрок", при этом сокращались трудозатраты и стоимость.
После битвы за Москву, Т-34 становится основным танком РККА, с 1942 года их выпускается больше, чем всех остальных танков, вместе взятых. В 1942 году Т-34 принимают самое активное участие в боях по всей линии фронта, за исключением Ленинградского фронта и Кольского полуострова. Особенно значительной была роль этих танков в Сталинградской битве, что связано с близостью к району боевых действий Сталинградского тракторного завода, из цехов которого танки выходили прямо на фронт. 1943 год стал годом наиболее массового производства и использования танков Т-34 с 76-мм пушкой. Крупнейшим сражением этого периода стала Курская битва, в ходе которой советским танковым частям, основу которых составляли Т-34, совместно с другими родами войск удалось остановить немецкое наступление, понеся при этом крупные потери.
До сих пор находясь на вооружении вооружённых сил ряда государств третьего мира, в XXI веке "тридцатьчетвёрка" выполняет прежде всего роль памятника истории. Одни из сохранившихся машин являются мемориалами героям войны, другие - экспонатами исторических выставок. Так как это не модели, а вполне реальные боевые машины, то теоретически после ремонта они могут вступить в бой. Последний Т-34, выпущенный Уралвагонзаводом, по просьбе рабочих в 1945 г. был установлен перед проходной завода, через 36 лет в 1981 г. он своим ходом переехал на новый постамент и с тех пор ежегодно участвует в парадах в День Победы.
Танк СССР: ИС - 2 "Иосиф Сталин"
ИС-2 - советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает "Иосиф Сталин" - официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. Индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов, особенно отличившись в ходе штурмов городов. После завершения войны ИС-2 были модернизированы и находились на вооружении Советской и Российской армий до 1995 года.
Именно этот танк стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске
Боевая масса - 46 т. Длина корпуса - 6,7 м Длина с пушкой вперёд - 9,8 м Ширина корпуса - 3,0 м Высота - 2,7 м Броня - до 120 мм
Отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки (ОГвТТП), вооружённые танками ИС-2, принимали активное участие в боевых действиях 1944-1945 гг. В целом новый танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов.
Боевая техника СССР: Катюша
Катюша - это неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны.
Происхождение названия
Нет единой уверенной версии почему реактивные миномёты БМ-13 стали именоваться "катюшами", существует несколько предположений: По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского "Катюша". По сокращению "КАТ" - есть версия, что полигонщики именно так называли БМ-13 - "Костиковские автоматические термические". По индексу "К" на корпусе миномёта - установки выпускались заводом имени Калинина (по другому источнику - заводом имени Коминтерна). А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали "Матушкой", пушку-гаубицу МЛ-20 - "Емелькой". Да и БМ-13 поначалу иногда именовали "Раисой Сергеевной", таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд). Четвёртая версия предполагает, что именно так окрестили эти машины девушки с московского завода "Компрессор", работавшие на сборке. Ещё одна версия. Направляющие, на которые устанавливались снаряды, назывались скатами. Сорокадвухкилограммовый снаряд поднимали два бойца, впрягшиеся в лямки, а третий обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно лёг на направляющие, он же сообщал державшим, что снаряд встал-закатился-накатился на направляющие. Его то, якобы, и называли "катюшей". Следует также отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды "пли", "огонь", "залп", вместо них звучали "пой" или "играй", что, возможно тоже было связано с песней "Катюша". Да и для пехоты залп "катюш" был самой приятной музыкой. В немецких войсках эти машины получили название "сталинские органы" из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и мощного ошеломляющего рёва, который производился при запуске ракет.
Оружие было неточным, но очень эффективным при массированном применении. Немаловажен был и эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно - за несколько секунд территорию в районе цели буквально перепахивали реактивные снаряды. Мобильность установки позволяла быстро сменять позицию и избегать ответного удара противника.
На каждой машине находился ящик со взрывчаткой и бикфордов шнур. В случае появления риска захвата техники врагом экипаж был обязан взорвать её и тем самым уничтожить реактивные системы.
Экипаж состоял из 5 - 7 человек: командир орудия - 1; наводчик - 1; водитель - 1; заряжающий - 2-4.
Танк Германии: Тяжелый танк Pz-VI "ТИГР"
Это самый грозный немецкий танк Второй мировой войны. Танк "Тигр" представлял собой совершенный образец боевой техники.
Реальная работа по созданию нового тяжелого танка началась в конце января 1937 года.
Боевая масса 55 т. Длина 6.20 м Ширина 3.70 м Высота 2.86 м Экипаж 5 чел. Вооружение пушка полуавтомат. 88-мм Пулемет 2 х 7,92-мм Броня 100 мм - 110 мм Двигатель карбюр. "Майбах" (Maybach) Скорость 38 км/ч
К 18 августа 1942 года были выпущены первые 4 "тигра". Пятую и шестую машины 27 августа отправили в Фаллингбостель, где формировались 501-й и 502-й тяжелые танковые батальоны. Сборка танков осуществлялась на заводе фирмы Henschel в Касселе.
На "тиграх" использовались два типа гусениц - транспортные, шириной 520 мм и боевые, шириной 725 мм. Первые применялись для перевозки по железной дороге, дабы вписаться в габарит платформы, и для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием вне боя.
Наиболее массово "тигры" использовались во время Курской битвы, или, как она называлась у немцев, операции "Цитадель". К 12 мая 1943 года для участия в этом сражении планировалось иметь 285 боеготовых "тигров", но план этот не выполнили, передав в войска только 246 машин. Значительная их часть была сосредоточена в районе Орловско-Курского выступа. Непосредственно же в операции "Цитадель" приняли участие только 144 тяжелых танка "Тигр", что составляет всего 7,6% от общего количества немецких танков, задействованных в наступлении под Курском.
Танк Германии: "Пантера" (Т-V)
"Пантера" - немецкий танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941-1942 годах как основной танк вермахта. По немецкой классификации "Пантера" считалась средним танком. В советской танковой классификации "Пантера" считалась тяжёлым танком, её именовали как Т-5 или Т-V. Начиная с 27 февраля 1944 года фюрер приказал использовать для обозначения танка только название "Пантера".
Длина корпуса - 6,8 м. Длина с пушкой вперёд - 8,6 м. Ширина корпуса - 3,2 м. Высота - 2,9 м. Броня - до 80 мм.
Боевым дебютом "Пантеры" стала битва на Курской дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий.
До нашего времени сохранилось 16 танков "Пантера" различных модификаций Настоящие (не макетированные) танки "Пантера" можно увидеть в советском фильме "Падение Берлина", который вышел на экраны в 1949 году.
Танк Германии: "Мышонок" (Сверхтяжелый танк "Маус")
Танк Маус - сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса - 188 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях танки не применялись, а при подходе войск РККА были частично разрушены немцами на испытательном полигоне в Куммерсдорфе с целью не допустить захвата. Позднее из этих танков в СССР была восстановлена одна машина.
Использовать эту машину планировали как танк прорыва хорошо укрепленных оборонительных полос.
Боевая масса 180 т. Длина 9.02 м Ширина 3.70 м Высота 3.63 м
"Отцом" этой гигантской машины можно по праву считать фюрера III Рейха Адольфа Гитлера, который в конце 1941 года приказал сконструировать и построить сверхтяжелый танк и задал его основные тактико-технические характеристики.
24 декабря 1943 года состоялся первый пробный выезд танка Тип 205/1. К этому моменту башня еще не была готова, и вместо нее на танк установили груз, соответствующий массе башни.
В течение следующего года был разработан еще один опытный образец танка "Маус".
В конце 1944 года Гитлер приказал прекратить все работы над сверхтяжелыми танками. Огромная конструкторская и организационная работа пропала даром, хотя стоит признать, что при разработке танка было предложено много новаторских идей, однако непреодолимые сырьевые трудности 111 Рейха с самого начала сделали выпуск сверхтяжелых танков совсем нереальным. Стоит сказать, что как показала история развития послевоенного танкостроения, будущее было за средними и тяжелыми танками. Для такого монстра как "Маус" здесь места не нашлось.
|